Кроме того, что газ дешевле бензина он обладает рядом преимуществ: Во-первых, октановое число газа выше (100-115). Во-вторых продукты сгорания газа менее токсичены. В-третьих, при работе на газу, на свечах и клапанах не образуется нагар, и в связи с этим увеличивается ресурс всего двигателя и катализатора. В-четвертых, в результате более низкой скорости сгорания газа, он никогда не детонирует. В результате мотор работает мягче и тише.

 

В настоящее время в автомобилях используют два вида газа: сжатый и сжиженный. Сжатый – это метан, который сжимают с использованием промышленных компрессоров при давлении 200 атм. Он значительно дешевле сжиженного. Однако для достаточного  запаса хода используется одновременно несколько баллонов, что увеличивает вес (баллоны для метана тяжелее) тем самым уменьшая полезный объем багажного отделения. Также следует заметить, что цена метанового оборудования значительно выше цены пропан-бутановой установки.

 
Сжиженный газ – это пропан-бутан, он добывается из нефти и сопутствующих ей газов. Для достижения жидкого состояния этот газ хранится при давлении 16 атм.

 

Сегодня на рынке присутствует несколько поколений газовых установок для пропан-бутановой смеси. Давайте разберемся в чем же их отличие и где они правильно применяются.

 

Оборудование первого уровня (поколения) устанавливается на карбюраторные двигатели. В этом ГБО (газобаллонное оборудование) пропорция и количество газо-воздушной смеси регулируется при помощи механической системы с вакуумным приводом. Основываясь на учете разрежения во впускном коллекторе, что и определяет необходимое количество для подачи. Эта система характеризуется неточным дозированием и требует периодической регулировки количества газа, который подается в двигатель.

Оборудование второго поколения - дозирование газа происходит за счет электроники. В результате уменьшается расход топлива, токсичность, стабилизируется холостой ход. системы ГБО второго поколения не монтируются на карбюраторные автомобили. Их применяют в инжекторных машинах. Также система оснащается реле топливного электрического насоса и форсунок, датчиком количества поступившего газа и механизмом защиты от обратной вспышки.

ГБО третьего и четвертого поколения. В этих системах более совершенна электронника и применены модернизированые форсунки. В оборудовании третьего поколения форсунки механической конструкции открываются под давлением газа. В ГБО четвертого поколения форсунками уже управляет ЭБУ и они имеют электромагнитную конструкцию. Эта конструкция предохраняет систему от обратных вспышек и имеет повышенную точность работы. Определение необходимой порции газа ЭБУ производит на основании данных нескольких датчиков. Самые современные поколения ГБО применяются в новых автомобилях, двигатели которых отвечают последним требованиям по токсичности отработавших газов.

Газобаллонное оборудование может быть смонтировано почти на любой автомобиль, за исключением версий с впрыском топлива непосредственно в цилиндры.

 

Поговорим о деталях из которых состоит современное ГБО.

Конструкция ГБО состоит из редуктора, смесителя, электроклапанов (газового и бензинового), мультиклапана, переключателя видов топлива и баллона.

 

Редуктор предназначен для снижения давления газа и перехода его из жидкого состояния в газообразное. Исполнение этого узла может быть двух видов: механический и автоматический. Если на машине установлен механический редуктор, перед пуском двигателя нужно в ручном режиме подавать газ для запуска. В автоматических редукторах этим процессом управляет электроника. Что касается стоимости, то такие редукторы находятся в той же ценовой категории, как и механические. Для увеличения срока службы этого узла рекомендуется переходить с бензина на газ после прогрева двигателя, так как его мембрана чувствительна к «холодному» двигателю.

 
Смеситель предназначен для смешения газа с воздухом. Этот узел монтируют на входе во впускной коллектор, либо в сам коллектор. Эта деталь почти вечная. Стоимость смесителя зависит от его конструктивных особенностей, а также от типа карбюратора и впускного коллектора. Их исполнение может быть как в пластике, так и в металле. По стоимости же в пластиковом исполнении смесители в двое дешевле металлических при одинаковых свойствах.

В мультиклапан входит несколько клапанов. Первый ограничивает максимальное давление топлива в баллоне. В него вмонтирован индикатор количества газа. Расходный клапан мультиклапана может быть механическим или электрическим. Последний может отключать оборудование от баллона после выключения зажигания. И его стоимость вдвое превышает цену механического узла.

Заправочный клапан предназначен для заправки баллона. Обычно он выносится наружу кузова машины и размещается в бампере.
Газовый и бензиновый клапаны предназначены для прекращения поступления одного топлива при использовании мотором другого. Связанным с ним узлом является переключатель вида топлива. С его помощью можно, не вставая с водительского сиденья переключить потребляемое мотором горючее. В результате приводятся в действие вышеописанные клапаны (один или оба).

Газовые баллоны для сжиженного и сжатого газа разные, это объясняется разным давлением хранения этих газов. Для сжиженного газа обычно используют стальные баллоны. Существуют также импортные тороидальные баллоны, которые монтируются в багажнике вместо запасного колеса. Если конструкцией машины предусмотрено его внешнее размещение, можно установить такой баллон со специальным защитным покрытием. Существуют также тороидальные баллоны, которые монтируются в багажнике в вертикальном положении.

Для сжатого газа выбор емкостей несколько меньший. Чаще всего это отечественные баллоны. Существует также технология производства облегченных баллонов для метана.

Поговорим о техническом обслуживании газобаллонного оборудования.

 

Профессиональные СТО, устанавливающие ГБО, рекомендуют проводить техническое обслуживание системы каждые  10 000 км. В ее процессе мастера сливают конденсат с редуктора, проводят внешнюю чистку всех узлов, проверяют все соединения, а также регулировки системы. После 20 тыс. км выполняются те же работы и чистят газовый клапан, при этом заменяется его фильтр и фильтр, находящийся в редукторе.


Так же обратим внимание на то, что СТО, которое проводит установку должно иметь разрешение на такие работы. В этом случае Вы сможете получиь документы для оформления модернизации автомобиля в ГАИ. Также скажем, что качественное, правильно установленное оборудование не менее безопасно, чем бензиновая система питания. Поэтому, с учетом вышесказанного настоятельно рекомендуем проводить установку ГБО на Ваш атомобиь только на сертифицированных СТО. Кроме того, серьезные предприятия предоставляют гарантию на свою работу и оборудование до 1 года или 20 тыс.км.